ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ

Республиканская библиотека для слепых была создана 15 июля 1967 года на базе фонда брайлевской литературы Якутской республиканской библиотеки им. А.С.Пушкина (ныне Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)). Исторический путь, пройденный библиотекой, неразрывно связан с деятельностью Республиканского общества слепых. Библиотека стала для многих ее членов верным другом и советчиком, помогала преодолевать жизненные трудности, выбрать и овладевать знаниями, стать хорошими специалистами. Вокруг библиотеки собирались люди, которые, преодолевая жизненные трудности – физическую боль, отчаяние и напряжение, стремились к жизни, к обретению своего места в обществе.

Ее нынешний потенциал создавался поколениями специалистов и руководителей библиотеки. Первым директором библиотеки была С.Н. Новгородова, затем 24 года бессменным директором проработала Отличник культуры Республики Саха (Якутия) А.А. Шишигина. В годы ее руководства были созданы студия звукозаписи «говорящих» книг на якутском языке, собственный радиоузел, который доводил информацию в общежитиях членов ВОС и цехах учебно-производственного комбината.

На современном этапе Республиканская библиотека для слепых является единственной специализированной библиотекой универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, которая через приобщение к книге и чтению, содействует их интеграции в обществе. Услугами библиотеки пользуются члены Республиканского общества слепых, инвалиды других категорий, проживающие в городах и селах улусов республики, специалисты – офтальмологи, тифлопедагоги, психологи и дефектологи.

Богатство и универсальность книжных фондов позволяют библиотеке обслуживать разнообразный в возрастном и социальном отношении контингент читателей. На 01.01.2010 г. книжный фонд Республиканской библиотеки для слепых составляет 86.899 тыс. единиц хранения. В его составе – издания, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, обычным и крупным шрифтами, «говорящие» книги (аудиозаписи), рельефно-графические пособия, плоскопечатная литература, периодические издания, документы на электронных носителях информации и др. Ежегодное поступления новых книг составляет 2376 экз. печатных изданий. На собственной студии звукозаписи библиотека занимается выпуском и тиражированием “говорящих” книг на якутском языке. Всего записано с 1971 года 812 названий книг. В 2009 году студия записала 51 книгу.

Специфика работы с инвалидами предполагает широкое развитие внестационарного обслуживания. Библиотека организует библиотечные пункты выдачи печатных изданий при социальных учреждениях: в домах инвалидов и престарелых г.Якутска, пос. Капитоновка и Мохсоголлох, детском реабилитационном центре пос. Хатассы, республиканском реабилитационном центре, республиканской офтальмологической больнице, территориальных первичных организациях ВОС, а также в специализированных образовательных учреждениях – республиканской школе-интернате слабовидящих и поздноослепших детей и общеобразовательной школе №34 г. Якутска. Всего организованы 40 пунктов выдачи. Для читателей, которые не могут лично посещать библиотеку, предоставляется альтернативная услуга, которая осуществляется через надомное обслуживание. Также библиотека обслуживает репродуцированной литературой инвалидов по зрению из 23 улусов республики. Для читателей, проживающих в улусах, книги отправляются через почтовую связь.

Большая и творческая работа ведется по созданию условий для духовного и интеллектуального развития незрячих. Общаясь в библиотеке с незрячими читателями не раз убеждаешься, что материальная сторона для них – не главное, а главное – быть на равных, доказать окружающим, что ты такой же, как и все, иметь возможность общения.

Дальнейшая стратегия развития Республиканской библиотеки для слепых связано с переосмыслением и определением места и роли библиотеки для слепых в обществе, содействием в реабилитации и интеграции инвалидов через художественное слово, активным развитием новых информационных технологий с целью создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации, стимулированием их к активным формам рекреации.