Тифлоспектакль «Это не только их война»

Выдался удивительный день в моей жизни. Какая сегодня чудесная погода! Ярко светит солнце, дует прохладный освежающий ветер, голубое-голубое мирное небо над головой. В день Победы с младшей дочерью Аделиной удалось пройти в рядах бессмертного полка. Затем поспешили домой, так как мне нужно было собираться на инклюзивный тифлоспектакль «Это не только их война», в котором должны были играть мои выпускники.  Режиссер спектакля — художественный руководитель театра эстрады РС(Я) Герасимова Мария Николаевна.  Опаздывать нельзя ни на минуту. Это представление со специальными условиями. Все зрители будут с завязанными глазами, то есть абсолютно слепые и категорически нельзя подглядывать. Спешу, очень спешу прежде всего к своим детям. Центральные улицы города закрыты, маршруты автобусов изменены. Удалось сесть на маршрутный автобус №4, но в городе пробки. Автобус ползёт. У меня начинается паника, так как не люблю опаздывать. Выскочила из автобуса у театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона и побежала. Навстречу мне летят участники марафонского забега, молодые спортсмены. Мне показалось на мгновение, что моя скорость не уступает молодым. Успела. Мне на глаза натянули чёрную повязку, и я погрузилась в непроглядный мрак, очутившись в совсем другой действительности, в мире звуков, обоняния и других ощущений.

Спектакль начался. Слышу мирное время. Работа в колхозе кипит. Началась сенокосная пора. Вдруг перед моим носом пронёсся запах свежего сена. Все мое сознание ушло в детство, когда мы с отцом работали на сенокосе. Делали копна и поднимали стог. Поднимать стог — это тяжело, особенно в подростковом возрасте, когда ты ещё не взрослый и у тебя нет столько сил, сколько у взрослых женщин и тем более мужчин. В день поднимали по два стога. В основном вся тяжесть ложилась на плечи отца, так как я и мои два брата были школьниками.  Я слепая, с остаточным форменным зрением, в качестве сенокосчицы должно быть не сильно-то и помогала, но меня все равно брали с собой. И это правильно. Иначе откуда бы знала, что такое сенокос и что это нелегкий труд. Обливаясь седьмым потом, изо всех детских сил орудовала вилами и граблями. Зато как было приятно в минуты отдыха сесть в тенёчек и выпить прохладный кумыс, наслаждаясь пением птиц, жужжанием насекомых. Запах тюптэ (зажигали сухой конский навоз. Поднимался густой и едкий дым, от которого прятались, исчезали комары и оводы) перенёс меня с сенокоса в сайылык (вся деревня в летний период переезжала на летнюю ферму), где мне с мамой приходилось доить коров. Коров было много, и всех надо было вовремя, по расписанию подоить и успеть сдать молоко на хранение в охлаждающий подвал. Несмотря на слепоту, я доила коров вручную и доильным аппаратом. Если было много насекомых, то коровы переминались с ноги на ногу, дергались и могли наступить на шланг аппарата, отмахиваясь от оводов хвостом, били им прямо по лицу. Это было неприятно и больно. Поэтому зажигали тюптэ, чтобы насекомые разлетелись и скорее справиться с удоем. Сайылык — это не только работа на ферме, но и лето в самом разгаре. Свободно бегая по просторам аласов, наслаждаясь ароматом цветов, трав, земляники, грибов и белыми ночами Якутии, поистине ощущаешь счастье после долгой и холодной зимы.  Лето — самая короткая, светлая, романтичная и яркая пора нашего климата. Вдруг прямо на меня в зрительном зале начал моросить летний дождь. Это ещё больше усилило мои эмоции, воспоминания о тааттинской прекрасной природе. Как бывает приятно прогуляться после дождичка по берегу Таатты,  усеянному алыми сарданами (лилиями), наблюдать пылающий закат белых ночей и искупаться в родной речке. Сколько сложено стихов, воспоминаний о якутских  оладьях. Их жареный запах разносится по всей округе. Летним вечером пить горячий чай с молоком и с оладьями, макая в парную сметану с земляникой.  Это божественно вкусно! Никогда в жизни ни в каких других краях не ела ничего вкуснее. Болтать о деревенских новостях, не упуская ни одной мелочи. Ведь в XX веке не было интернета и социальных сетей. Все новости обсуждались за чашкой чая в живом общении. Особенно часто угощала оладушками и якутскими вафлями бабушка Мотрена. Она жила по соседству с моей бабушкой. Двери ее дома и юрты были всегда открыты. Бабушка Мотрена в юрте почти каждый день жарила оладьи и пекла вафли, так как у неё было много детей, внуков и гостей. А ее дед Петр в это время пел тойук или отрывки из олонхо  возле жарко растопленной печи. Юрта у них служила летней кухней. Беспечное золотое детство в диких, экологически чистых просторах родной земли. И вдруг, когда я наслаждалась почти забытыми ароматами детства, весть о начале войны вернула меня из нежных воспоминаний. Так и было, когда наши предки встретили грозную весть о вероломном нападении фашистских держав. Было прервано чьё-то счастливое детство холодом и голодом на краю света, в далекой Якутии. Отголоски буржуазного производства смертоносных орудий, передел колоний, денег и богатства, жадность и алчность «сильных мира сего» принесли на землю вечной мерзлоты смерть. Помню, старики рассказывали, что годы войны выдались особенно засушливыми и неурожайными, что привело к сильному голоду. Плач женщин и детей, прощальные крики мужчин, уходящих на фронт — жуткая картина тревожных лет сковала сердце и душу в мрачной слепоте. Рядом прошли плачущие женщины и коснулись меня. Холодок пробежал по спине. Затем взрывы, стрельба и поле боя. И все происходит рядом. Тут и там крики бойцов, командования. И я на некоторое время очутилась на передовой, но абсолютно слепая. Не могу ничего сделать: ни помочь, ни подать, ни принести, ни унести, ни потащить…. Командующий на чисто русском языке точь-в-точь как в военных фильмах хвалит снайпера саха за уничтожение врага и доставку важных сведений (Голос Евгения Марченко). Этот момент немного отпустил напряжение.  Запах пороха, металла, горя ещё больше усилили эмоции и ощущение войны. Все вокруг движется. Мрак. Плач такой горестный и обреченный, плач, получивших похоронку женщин, что стало совсем жутко. Но живет надежда, что Байбал (Павел) где-то жив и обязательно вернётся в родные края. И снова поле боя, но уже под Берлином. Слышны менее тревожные и  воодушевленные голоса бойцов. Левитан оповестил по радио о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. Только здесь окончательно отступило чувство напряжения, которое держало в течение всего спектакля. Воины- якутяне возвращаются на родину. Восторженные крики, слезы радости. Зрителям разрешили снять повязки. Наконец-то вижу свет и цвет. Даже мое совсем слабое монокулярное зрение показалось мне большим счастьем, чем полный мрак. Стало легче дышать.

В спектакле наряду с заслуженными артистами эстрады Якутии играли выпускники ГКОУ РС(Я) «РС(К)Ш—И» Данилова Сахайа (абсолютно слепая с рождения),  студентка пятого курса исторического факультета СВФУ, Сивцева Саина (слепая с остаточным форменным зрением с рождения), студентка третьего курса исторического факультета СВФУ, Моисеев Мичил( абсолютно слепой с рождения), студент второго курса факультета культурологии СВФУ, а также члены ВОС (Всероссийского Общества Слепых) Марченко Евгений (слепой с остаточным форменным зрением) и Корнилов Валерий (абсолютно слепой). В очередной раз горжусь своими выпускниками, которые выбрали именно гуманитарное направление образования. Сахайа всегда одинаково спокойная, тихая и вдруг так подлинно зарыдала, получив в спектакле похоронку, что по всему телу побежали мурашки скорби и страдания. Кроме хороших знаний по истории, у неё оказались и прекрасные актерские данные. Мичил был в роли снайпера саха и сражался на передовой. В реальной жизни слепому юноше недоступны военные профессии. Несмотря на то, что он никогда не держал оружия в руках и не попадал в ситуацию боевых действий, отлично прочувствовал, пропустил через себя свою роль. Как он общался с комаром перед боем реально показало, что жестокий мир военного времени привел к голоду даже комаров. Комар не может испить кровушки уставшего, измученного войной бойца. Тут и там слышу звонкий голос бригадира Саины. Очень рада за ребят. А какие они маленькие, худенькие пришли ко мне на уроки истории в пятом классе. Из урока в урок просыпался интерес к моему предмету. Начали задавать много вопросов по различным историческим фактам и событиям. Затем просили дополнительный список литературы. Начали много читать по системе Луи Брайля и слушать аудиокниги. Как нам, слепым и слабовидящим учащимся, было трудно учиться, иногда были и слезы отчаяния. Не хватало или не было учебников по шрифту Луи Брайля, не хватало специальных наглядных средств обучения. Не было и нет предметного кабинета истории. Но мы с ребятами выстояли и победили. Успешно сдав экзамены по истории и обществознанию, поступили в высшее учебное заведение. Как мне хотелось организовывать ролевые игры с приемами персонификации на уроках истории, чтобы учащиеся с нарушениями зрения лучше представляли и понимали исторические факты и процессы! Но для этого нужна хорошая специализированная материальная база. Что-то получалось осуществить в этом направлении работы с учащимися, а многое осталось моей несбыточной мечтой.  Рада и как специалист, как учитель истории, что мои выпускники, слепые студенты, могут прочувствовать на себе трагические факты Великой Отечественной войны, исполняя роли людей, живших в те страшные годы. И вот стоят они на одной сцене со звёздами якутской эстрады и кино. Плечом к плечу с нашими воспитанниками играли в тифлоспектакле заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) Варя Аманатова, заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) Валентина Романова-Чыскыырай, Николай Гоголев, Анатолий Горохов, отличник культуры РС(Я) Татьяна Андросова (Андреана).

Сегодня все зрители театра эстрады РС(Я) оказались в одинаковом положении. Все абсолютно ослепли. Стёрлись все статусы, внешние данные.И перед нами актёры тоже предстали в одинаковом положении, так как мы их не видели, а только слышали. И слепые и именитые актёры с нормальным зрением в спектакле предстали перед абсолютно слепыми зрителями в одинаковой  ипостаси. И потому для зрителя исчезла визуальная подача роли, при которой социальный статус, внешность, костюмы, декорация, свет, цвет  не существовали и не производили никакого впечатления. Я слышала одинаково профессиональные голоса актёров, различая их по ролям, полу и возрасту. Слышала музыку военного времени, звуковые спецэффекты, специально  подготовленные для тифлоспектакля запахи и ароматы. Хочу заметить, что тактильные ощущения дождя, ветра, ароматы и запахи были использованы в нормальной и ненавязчивой дозировке. Это было приятно и создавало реалистичную картину.

Приглашенные зрители с нормальным зрением должно быть почувствовали хоть и ненадолго каково быть слепым, как слепые воспринимают мир. Что рядом с ними существует совсем другое мировосприятие. А ведь наши ребята не только пребывают в вечном мраке, но и учатся, пишут стихи, книги по шрифту Луи Брайля, поют тойук, эстрадные песни и исполняют олонхо. Одним словом, совершая ежедневный подвиг, элементарно выходя из дома, выпускники нашей школы живут полноценной жизнью. Это успех! Успех родителей и всего педагогического коллектива ГКОУ РС(Я) «РС(К)Ш-И». Особого внимания заслуживает деятельность Республиканской библиотеки для слепых. Сплоченный, творческий коллектив всегда гостеприимно и радостно встречает своих читателей. Без устали, с энтузиазмом и вдохновением разрабатывает все новые и новые, современные и актуальные проекты, не забывая и о традиционных устоявшихся мероприятиях. И в этот праздничный выходной день работники нашей библиотеки с раннего утра, как один, были на ногах.  Помогали во время репетиции и встречали гостей.  Ведь это совместная работа театра эстрады РС(Я) и Республиканской библиотеки для слепых. Поздравляю нашу родную библиотеку с успешным завершением театрального проекта. Желаю дальнейшей плодотворной и дружной работы.

Учитель истории и обществознания, тифлопедагог, отличник образования РС (Я) Пассар М.Н.

 

Оставить комментарий